МБОУ СОШ "Центр образования"   г. Волгодонск, ул. Горького 163                                                                                                                  Пятница, 19.04.2024, 21:13

Персональный сайт учителя русского языка, литературы и МХК

 Карсиной Татьяны Викторовны
Меню сайта
Статистика

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1-я область — антропологическая (предельная) рамка.

Конечно, участие в издании газеты само по себе не развивает определенный человеческий тип. Тем не менее концепция практической деятельности предполагает предельную образовательную цель. 
Предельной рамкой нашей работы является развитие крепкой духовной личности. Личность, которая владеет способностью восхищаться, может видеть чудо каждый день. 
Такой фундамент развивает у ребенка следующие способности:

  • умение делать выбор и принимать решения;
  • умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
  • умение быть автономным.

Последнее умение особенно важно, так как для большинства российских людей характерно стремление к противоположному полюсу шкалы — к глубинному душевному контакту с другим человеком. Но из-за отсутствия культуры автономии любая потеря партнера оборачивается для человека трагедией.
Кроме того, предельной целью является формирование такой мотивации, когда человек, выходя из стен школы, осознает свое место в жизни.

2-я область — культурно-возрастная рамка

Эта цель, согласно концепции подростковой школы, опирается на работы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о «культурном возрасте».
Культурно-историческое содержание подросткового кризиса отражает существенные черты и вызовы времени. 
Основное психологическое новообразование, согласно концепции подростковой школы, основано на появлении «Другого как Другого». 
В связи с этим возникает проблема самоопределения — проблема личного (уместного) действия. 
Работа по созданию школьной газеты, на наш взгляд, находится в пределах данной рамки. Эта работа связана с соотнесением собственного замысла, творческого азарта с восприятием этого замысла другими, которыми являются и сверстники, и старшеклассники, и взрослые (учителя, родители). Реализация каждого замысла связана с исследованием и принятием решения.
Например, в первом номере нашей газеты «Переменка» есть рубрика «Игры нашего класса». 
Поначалу была игра в классе, нечаянно обнаруженная учителем. «Оригинал» включал и оскорбительные выражения, и нецензурные слова. Позже, в День самоуправления, когда «учителями» были школьники, эту игру уже предложил учитель, являющийся в тот момент «учеником». В ней та же идея была отражена другим языком и в другой форме (этот вариант и представлен в газете). 
Тогда подростки, будучи учащимися 9-го класса, данную интерпретацию не приняли, она оставила их равнодушными. 
В 10-м классе, когда обсуждался вопрос, что напечатать в газете, игра уже вызвала бурную реакцию, смех, и было принято решение опубликовать ее. Причем учащиеся не возражали указать и свои фамилии. 
Ребячья игра послужила муляжом, пробным шаром. Будь она напечатана в первоначальном виде, она была бы негативно воспринята и сверстниками, и взрослыми. Она вызывала смех только у узкой группы людей. 
Второй пробный шар был создан учителем. Возможно, поэтому он и не вызвал интереса, так как был воспринят как «чужое». 
На следующий год игра уже вызвала интерес не только по содержанию, но и как возможный вариант рубрики.
Выходом за пределы является другой этап работы — реализация издания. Газету нужно продать. Причем желательно не только внутри школы, но и вне ее. Более того, газета должна быть достаточно интересной, чтобы привлечь внимание спонсоров. Именно спонсорские взносы позволяют сделать игру завершенной, так как из них работникам газеты будет выдаваться зарплата.
Работа в пределах данной рамки является нашей целью.

3-я область — логико-эпистемологическая рамка (приобретение инструментальных знаний)

Подростковое знание — это активное знание, то есть знание-средство. С помощью знакомого понятия подросток пытается опробовать нечто новое. 
Моделирование должно стать основным действием в обучении подростка (Давыдов В.В., Репкин В.В.), а модель — основным предметом и несущей конструкцией обучения. Согласно идее подростковой школы, превращение объектного знания в инструментальное составляет нерв обучения.
Практически все элементы работы по созданию очередного номера газеты связаны с подобным превращением. Например, подготовка материала для печатания. 
Сочинение стихов требует более глубоких знаний по литературе, и учащиеся 6–7-х классов (именно они больше всего сочиняют стихов) начинают консультироваться у учителей по поводу ритма, правильного подбора слов и т.д. 
Им приходится обращаться к литературным источникам, произведениям классиков и уже там находить образцы стихосложения. 
Учащиеся старших классов в своих статьях, исследуя определенный вопрос, используют знания по истории, экологии и другим предметам. 
Компьютерная верстка позволяет не только реализовать знания по информатике, но и пополнить их. 
Необходимость добиться окупаемости издания, да еще и заработать, заставляет задуматься о тематике статей, форме их изложения, чтобы на газету был спрос. В данном случае используются знания по экономике. Именно детям принадлежит идея привлечения спонсоров и размещения их рекламы.

4-я область — рамка способа действия

Деятельность по созданию газеты является той ситуацией, благодаря которой опробуются выстроенные ранее схемы. Это может быть схема по созданию своего дела, взаимодействия с внешним миром и т.д.
В целом данная практическая деятельность является моделированием ситуаций взрослой жизни, позволяющих преобразовывать свои знания, наблюдения, точку зрения в некое произведение, печатный материал, отражающий мнение определенной возрастной группы.

5-я область — типы работ в подростковой школе

В подростковой школе выделяется четыре основных типа работ. 
1-й тип — изучение, исследование;
2-й тип — продуктивные формы (сочинительство, живопись);
3-й тип — решение задач;
4-й тип — доказательства и техники рассуждения.

В нашей практической деятельности используются типы 1, 2 и 4. На сегодняшний день наша работа находится в пределах данной рамки. 
Отдельным учащимся удается отразить с помощью статьи свою точку зрения, позицию. Под позицией понимается не просто мнение учащегося, о котором он заявляет, а творчество, в котором отражается определенное видение жизни.

6-я область — рамка техник работы

Согласно идее подростковой школы — это включение своего действия в действия других. В данном случае — это само участие в практической деятельности, определение своей роли в ней.

Задачи школьной газеты:

·        освещение в газете школьной жизни;

·        содействие в воспитании информационной культуры школьников;

·        повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;

·        развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;

·        формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;

·        формирование стремления к здоровому образу жизни;

·        реализация гражданско-патриотического воспитания;

·        формирование у учащихся толерантного сознания

 


Методические принципы, необходимые в работе:

·        личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

·        коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);

·        деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);

·        взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

·        поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).



Информационно-методическое

Обеспечение

 

1.    http://old.erono.ru/nomer4/Met_prak/sozd_gazety.html

2.    http://festival.1september.ru/articles/570421/

3.    http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200302611

4.    http://www.uobr.ru/method.php?mt=12&met=5

5.    http://stengazzetta.ru/kopilka/redaktoru/7-sozdanie-shkolnoy-gazety.html

6.    http://support.epson.ru/products/manuals/100045/col_g/0404_2.htm

7.    http://io.nios.ru/old/releases.php?num=17&div=02&art=01

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Полезные ссылки
  • Управление образования г. Волгодонска
  • МБОУ СОШ "Центр образования"
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz