МБОУ СОШ "Центр образования"   г. Волгодонск, ул. Горького 163                                                                                                                  Среда, 19.09.2018, 14:39

Персональный сайт учителя русского языка, литературы и МХК

 Карсиной Татьяны Викторовны
Меню сайта
Статистика

7 класс

Какие слова являются наречиями

Цели:

    1. Познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях;
    2. развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий и синонимичных им фразеологизмов ; умение делать выводы; употреблять наречия в речи;
    3. воспитывать в детях эстетическое отношение к языку; внимание

 

Оборудование:

·         презентация  Power Point;

·         мультимедийный проектор;

·         доска

·         карточки с ребусами и терминами


Ход урока

1. Орг. момент

  - Доброе утро!

  - Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю вспомнить тот материал, который нам поможет в ней разобраться.

 

2.Актуализация знаний

    - Итак, что морфология?

    - А что изучает морфология?

    - Сколько частей речи существует в русском языке?

    - На какие две большие группы делятся все части речи?

    - Давайте вспомним, какие самостоятельные части речи мы с вами уже изучили?

    - Предлагаю немного поиграть. Постарайтесь узнать часть речи по её общему значению.

(Слайды №1-6)

   - Кто из вас помнит, как же называется шестая самостоятельная часть речи? (Слайд № 7)


3. Изучение нового материала

   А) объявление темы и целей урока.

   - Запишем число и тему урока.

   - Что вам известно о наречии?

   - Давайте все вместе посмотрим на цели, которые мы сегодня должны достигнуть в течение урока.

Запись на доске:

Цели урока:

1.      Понимать:

·         что такое наречие как часть речи.

·         какие признаки имеет наречие

2.      Научиться:

·         находить наречия в тексте

·         использовать наречия в речи

Б) Формирование представления о наречии как части речи.

Выступление мальчика в роли наречия:

      -Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-, который есть в моём имени. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением "говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (то есть говор), нарекать(то есть называть) и другие.

     Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится "наглаголие”. А в латыни я называюсь "приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом.  Я как могу помогаю ему: примыкаю к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Если активно меня использовать, то высказывания со мной становятся богаче и интересней.

 

   - Спасибо Вам, уважаемый гость, оставайтесь с нами на уроке.

   - Ребята, что нового о наречии вы узнали от нашего гостя?

 Сделаем промежуточный вывод: что же такое наречие?

Это самостоятельная часть речи 

 

В) Формирование представления о значении наречий.

Работа с учебником

  - Давайте сопоставим две группы предложений: без наречий и с ними. Откройте книги на стр.81, прочитайте про себя материалы упр.198

  - Как изменились предложения из левой колонки, когда в них появились наречия?

  - Давайте выпишем из правой колонки наречия со словами, от которых они зависят.

К доске пойдёт Муту Иван.

   - Найдите в каждом словосочетании главное слово и определите, какой частью речи оно является.

   - Что может обозначать наречия со словами разных частей речи?

Сделаем следующий вывод: к словам каких частей речи могут относиться наречия?

Глагол, прилагательное, наречие и существительное

Что обозначает наречие?

Признак действия, признак другого признака.

 

Г) Физ. минутка (проводит подготовленный ученик)

 - Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).

  -Давайте проверим , насколько вы внимательны: запишите по памяти эти наречия.

Проверьте себя (Слайд № 8)

 

Д) Формирование представления о синтаксической роли наречий в предложении

Работа с высказыванием

   - Действительно, наречия украшают нашу речь. С этим согласен  и известный русский писатель Максим Горький. Посмотрите, что он говорил по этому поводу:

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (Слайд №9)  

 - Запишите это высказывание в тетради и найдите в нём наречие.  От  какого слова оно зависит. Задайте вопрос к наречию. Каким членом предложения оно является?

Сделаем очередной вывод: какова роль наречий в предложении?

В предложении наречия являются обстоятельством.        

Е)   Формирование представления о морфологических признаках наречий.                       

       - Обратите внимание на следующий слайд (№ 10). Ответьте на поставленный вопрос.

Говорят, наречия
Совсем не изменяются.
Это очень даже
просто проверяется.
Слово очень мы возьмем.
Оченями, оченем…
Да, уже понятно нам:
Нету слова оченям!
Для примера мы тогда
взяли слово никогда.
Начинаем изменять:
Никогдам и никогдать.
Да и здесь один ответ:
Никогдов на свете нет!
Верно,что наречия
Совсем не изменяются,
Вовсе не спрягаются
И даже не склоняются !

       - На основе стихотворения сделайте вывод о морфологических признаках наречия.

Сделаем вывод: каковы морфологические признаки наречий?

Наречия не изменяются, поэтому у них нет и не может быть окончания, даже нулевого.

4. Закрепление нового материала

   А) Работа с текстом

 - Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание (Слайды № 11-12)

Запись в тетрадях, проверка выполнения

  - Посмотрите, как изменился наш текст. Он стал более выразительным.

  Б) Работа по развитию речи.

- Выразительность речи придают и фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

            - Придумайте и запишите  предложение с одним из этих фразеологизмов.

5. Итог урока

 А) Выводы по теме урока

       - Обратимся к целям нашего урока. Ребята, как вы считаете, удалось ли нам достичь эти цели. Давайте проверим.

       - Что такое наречие как часть речи?

       - Какие признаки имеет наречие?

       - Научились ли мы находить наречия в тексте?

      -  Умеем ли мы использовать наречия в речи?

Б) Выставление оценок

      - Кто из ребят работал на уроке наиболее активно?

Скачать презентацию>>>

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Полезные ссылки
  • Управление образования г. Волгодонска
  • МБОУ СОШ "Центр образования"
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz