Сочинение по данному тексту (задание
уровня «С»)
1.
Вступление (2-3 предложения, подводящих
к теме рецензируемого текста).
2.
Проблема, поднятая в тексте.
3.
Комментарий.
4.
Авторская позиция.
5.
Позиция ученика по поднятой в тексте
проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или
противоречивая оценка).
6.
Аргументы, подтверждающие или
опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов,
опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7.
Заключение (1-2 предложения должны
придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые
образцы
Как
начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве,
если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из
удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас
трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот
и прочитанный мною текст переносит меня в …
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для
меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с
обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные
существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность,
дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий
невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный
публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к
теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений
не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет
на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»?
Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором
проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные
жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье
— без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им
не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается,
автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
- В небольшой по объему статье автор затрагивает
несколько важных проблем: …
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую
«плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой
емкости автор достигает при помощи ….
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи,
но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я
пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы.
Рассказывая о …, автор подразумевает …
Как прокомментировать
позицию автора
Речевые образцы для комментирования
авторской позиции
Одобрение
|
|
Нейтральная позиция (констатация
фактов)
|
|
Порицание, осуждение
|
|
|
|
|
|
- Автор
восхищается…;
- поражается…,
удивляется…;
- словно
приглашает вместе с ним полюбоваться…;
- с интересом
наблюдает за тем…;
- любуясь
(чем-то), создает словесную картину;
- как добрый друг
и мудрый советчик, автор беседует с нами о…
|
|
- Автор размышляет
о…;
- словно
приглашает читателя к диалогу…;
- делится своими
мыслями, наблюдениями…;
- ставит перед
читателями важную, злободневную проблему…;
- пытается объяснить
сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
|
|
- Автор с болью в
сердце пишет о том, что…;
- с горечью
говорит о…;
- у автора
вызывает негодование…;
- автор не может
мириться с тем…;
- с горькой
иронией пишет о том…;
- свое
эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее
тревожным выводом…
|
Авторскую
позицию можно прокомментировать,
умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному
выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С. Соловейчик делится с читателями своими
размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор
ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого
«передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые
образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную,
злободневную тему:
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому
удалось доступно рассказать о …
Речевые
образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит
итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с
прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных
фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне
утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует
личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже
хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот
музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются
«потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти
вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое,
побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание:
они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне
в жизни.