Рецензия (от лат.
recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового
художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики,
литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём
и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь новинками,
о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще
не успело сложиться определенное мнение.
В классике рецензент обнаруживает, прежде всего,
возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое
произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни
и современного литературного процесса: оценить его именно как новое
явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.
Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие
творческие работы:
Под школьной экзаменационной рецензией понимается
рецензия — развернутая аннотация.
Примерный план рецензии на литературное
произведение.
1.
Библиографическое описание произведения
(автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух
предложениях) пересказ его содержания.
2.
Непосредственный отклик
на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3.
Критический разбор или комплексный
анализ текста:
В рецензии не обязательно присутствие всех
вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной
и грамотной.
Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит
потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка
разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением,
но на основе элементарных познаний в теории литературы,
подробного анализа произведения.
Читатель может сказать о прочитанной книге или
просмотренном фильме «нравится — не нравится» без доказательств.
А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным
анализом.
Качество анализа зависит от теоретической
и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета,
умения анализировать объективно.
Отношения между рецензентом и автором —
творческий диалог при равном положении сторон.
Авторское «я» проявляется открыто, чтобы
рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя.
Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния
и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Критика не изучает литературу, а судит
её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение
к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного
процесса.
Коротко о том, что нужно помнить при написании
рецензии:
Подробный пересказ снижает ценность рецензии:
во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним
из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа
и интерпретации текста его пересказом.
Всякая книга начинается с названия, которое
в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего
произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.
Многое для понимания и интерпретации текста
может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы
(антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении,
помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно
разделить текст? Как они расположены?
Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать
образы, художественные приёмы, которые он использует в своем
произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный,
неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент
разбирает «как сделан» текст.
Школьную рецензию стоит
писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым
произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек
может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них
в тексте.