Как
написать доклад?
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно
часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный
и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад — вид самостоятельной научно —
исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы;
приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
- Подбор
и изучение основных источников по теме (как и при написании
реферата рекомендуется использовать не менее 8 —
10 источников).
- Составление
библиографии.
- Обработка
и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
- Разработка
плана доклада.
- Написание.
- Публичное
выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение
провести исследование, умение преподнести результаты слушателям
и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный,
академический стиль.
Академический стиль — это совершенно особый
способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных
и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения
могут быть длинными и сложными;
- часто
употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
- употребляются
вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
- авторская
позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны
отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
- в
тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Как подготовить доклад по гуманитарным наукам —
смотри памятку «Как написать реферат».
Доклад по физике, химии, биологии и другим
естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
1.
Формулировка темы исследования (причем
она должна быть не только актуальной, но и оригинальной,
интересной по содержанию).
2.
Актуальность исследования (чем интересно
направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые
работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось
недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
3.
Цель работы (в общих чертах
соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
4.
Задачи исследования (конкретизируют цель
работы, «раскладывая» ее на составляющие).
5.
Гипотеза (научно обоснованное
предположение о возможных результатах исследовательской работы.
Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
6.
Методика проведения исследования
(подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
7.
Результаты исследования. Краткое
изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе
наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое
и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные
показатели и продемонстрировать их на используемых
в процессе доклада графиках и диаграммах.
8.
Выводы исследования. Умозаключения,
сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко
характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции.
Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада
такие же, как и при написании реферата.
- Титульный
лист
- Оглавление
(в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются
страницы, с которых начинается каждый пункт).
- Введение
(формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы,
определяются ее значимость и актуальность, указываются цель
и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
- Основная
часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
- Заключение
(подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
- Список
литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри
в памятке «Как написать реферат».
Несколько советов о том, как блестяще выступить
перед аудиторией.
- Продолжительность
выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при
подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
- В
докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав
и разделов исследовательской работы.
- Заучите
значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
- Не
бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.
- Выступайте
в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько
это возможно.
- Сохраняйте
уверенный вид — это действует на аудиторию
и преподавателей.
- Делайте
паузы так часто, как считаете нужным.
- Не
торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна
быть примерно 120 слов в минуту.
- Подумайте,
какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте
ответы.
Если вам нужно время,
чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт,
схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя
для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
|