МБОУ СОШ "Центр образования"   г. Волгодонск, ул. Горького 163                                                                                                                  Воскресенье, 18.11.2018, 00:10

Персональный сайт учителя русского языка, литературы и МХК

 Карсиной Татьяны Викторовны
Меню сайта
Статистика

Русский язык

7 класс

 

Частицы и их роль в тексте

(на примере сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»)

 

Цели (для учителя):

1.     Показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство и отличие их от других служебных частей речи.    

2. Развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления частиц; умение правильно подбирать интонацию к высказыванию; делать выводы; употреблять частицы в речи;

3.     Воспитывать в детях эстетическое отношение к языку; внимание к собственной речи; любовь к чтению, бережное отношение к планете Земля

 

Оборудование:

·        презентация  Power Point;

·        мультимедийный проектор;

·        доска;

·        карточки, фломастеры для создания синквейнов;

·        текст  сказки «Маленький принц»


Ход урока

1. Орг. момент

  - Доброе утро! Улыбнитесь, пожалуйста,  мне и друг другу. Мы начинаем наш урок.

   -  В самом начале урока я хочу объявить конкурс на самого активного ученика вашего класса. Для того, кто будет активнее всех работать на уроке, я приготовила сюрприз, который находится в этой открытке.

  -  Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю вспомнить тот материал, который нам поможет в ней разобраться.

 

2.Актуализация знаний (слайды № 1-3)

 - Итак, что такое морфология?

 - А что изучает морфология?

 - Сколько частей речи существует в русском языке?

 - На какие три  группы делятся все части речи?

 - Какие служебные части речи вам уже известны?

 - Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

 - Наша таблица пока неполная, какого-то слова в ней не хватает. Подумайте, с какой частью речи мы сегодня познакомимся?

 

3. Изучение нового материала

   А) Объявление темы и целей урока.

  - Запишем число и тему урока.

   - Давайте все вместе посмотрим на цели, которые мы сегодня должны достигнуть в течение урока.

Запись на доске:

Цели урока (для учеников):

1.     Понимать:

·        что такое частица как часть речи;

·        роль частиц в тексте.

2.     Научиться:

·        находить частицы в тексте

·        анализировать тексты с частицами

 

Б) Формирование представления о частице как части речи.

 - Оля и Лиза подготовили для нас сообщение  об истории возникновения частиц. Слово вам, девочки!

Из истории возникновения частиц

     Термин «частица» совсем молодой. Он появился лишь в XIX  веке. Первоначально он употреблялся как наименование всех служебных частей речи, а затем как название одной из них.  Частицам долго пришлось доказывать  свою значимость в мире служебных частей речи. Вот как об этом рассказывается в одной из лингвистических сказок:

«Было ль это или не было, но, говорят, как-то раз то ли предлоги, то ли союзы, то ли те и другие объявили частицам, что из всех служебных частей речи они самые незначительные — потому их и называют частицами, а частица — это что-то такое маленькое, не сто­ящее внимания.

-   Вы вовсе не такие уж маленькие,— говорили Междометия  части­цам,— во всяком случае, не все из вас: есть частицы вполне приличной длины — разве, -нибудь и особенно неужели.

-   Да разве в этом дело? Как вы не понимаете?! — искренне

удивлялись частицы.— За нашим скромным названием и непримет­ной внешностью скрывается нечто очень важное!»

 

- Ребята, что нового вы узнали из этой лингвистической сказки о частицах?

- Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебника, составить определение частицы. Сделаем это по аналогии с предлогами и союзами.

(Работа со слайдами № 4-8)

 - Внимание на экран. Итак, по схожести с предлогами и союзами, мы можем сказать, что частица – это…(служебная часть речи), которая … (предназначена для…)

 - Чтобы выяснить, для чего служит частица, я предлагаю вам провести вместе со мной небольшой эксперимент. Давайте подставим заданные частицы в предложение, которое вы видите на экране и посмотрим, что произойдёт с этим высказыванием(НЕ, ПОЧТИ, ЛИ, ПУСТЬ,БЫ).

 - Итак, для чего же предназначены частицы?

 

В) Формирование представления о роли частиц в предложении.

Работа с учебником

 - Ребята, давайте сопоставим наши выводы с материалом учебника. Откройте стр.207 (читает Клименко Антон)

 - Спасибо, Антон. Ребята, вы увидели, что наши выводы практически полностью совпадают с определением частиц в учебнике.  Рыжова Женя подготовила ещё кое-что интересное про частицы. (слайд № 9)


Это интересно:

* Количество частиц не так велико, но одиннадцать из них входят в сотню самых частотных слов: не, же, вот, только, ещё, ну, ни, даже, ли, ведь.

* Частица ВОТ встречается в произведениях Пушкина около 1000 раз.

* Около 300 раз – усилительная частица ДАЖЕ.

Изучая любое художественное произведение, не пропускайте частицы, без них произведение потеряет часть своих красок

 - Действительно, частицы играют важную роль в любом тексте. Об этом говорится в стихотворении, которое подготовила для нас Скворцова Екатерина.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

 - Все частицы делятся на разряды, которые мы изучим на следующих уроках. А сегодня нам необходимо научиться находить частицы в тексте. В этом нам поможет таблица из упр.445

Г) Диктант по аналогии (слайды № 10-12)

  - Ребята, я предлагаю вам составить текст по аналогии с данным. Внимание на экран. Скажите, что нужно сделать, чтобы получилось описание снежной бури?

Запишите свои тексты. Прочитайте, что у вас получилось. Вот ещё один возможный вариант описания бури.

  - Давайте все вместе найдём здесь частицы и графически выделим их. Проверим себя.


Г) Физ. Минутка (релаксация под песню «Звёздная страна в исполнении Валерии»)

Слайд № 13

 - Ребята, удалось ли вам расслабиться? Что почувствовали во время прослушивания?


4.Закрепление изученного на материале сказки «Маленький принц»

 - Ребята, скажите, о ком эта песня?

 - Как вы познакомились с этим героем?

 - Кто написал эту сказку?

 - Антуан де Сент-Экзюпери – известный французский писатель.(слайд № 14) Во время войны с фашистами был лётчиком. В 1942 году погиб в одном из воздушных боёв. Самое известное его произведение для детей – сказка, с которой вы познакомились дома.

 - Давайте её обсудим. Какое впечатление осталось у вас от сказки?

 - Расскажите о планете Маленького принца. (Наконечная Дарья) Слайд № 15

 - Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны? Слайд № 16

 - Ребята, а кто из вас видел хоть раз в жизни баобаб? Это очень необычное дерево.

(слайд № 17)

 - Вспомните, кого подарил автор Маленькому принцу при встрече в пустыне?

 - Перед вами диалог автора и Маленького принца. Прочитайте его сначала про себя, а затем подготовьте чтение по ролям с соседом по парте. (Слайд № 18)

Прослушать две – три пары.

 - А теперь давайте найдём в этом отрывке частицы. Проверим себя.(Слайд № 19)

 - Однажды Маленький принц сказал: «Встал поутру, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Как вы понимаете эти слова? (Муту Иван)

 - Скажите, а как мы с вами можем приводить в порядок свою планету? (слайд № 20)

 - А теперь давайте поговорим о Розе. Воплощением чего она была для Маленького принца? (слайд № 21)  (Власова Настя)

- Посмотрите на экран. Кто из героев сказки – Маленький принц или Роза – мог бы произнести эту фразу? (слайд № 22) Какие из частиц он мог бы употребить в своём признании? А какие частицы могла бы употребить Роза?

 - Да, она его не любила, точнее, она так думала, но мы-то с вами понимаем, что она всё-таки его любила, просто поняла это только перед тем, как Маленький принц улетел. А куда же он отправился?


 - Маленький принц говорил, что Земля – планета непростая(слайд № 23. )Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите. (Фёдоров Никита)

 - Что же ожидало Маленького принца на этой удивительной планете?

 _ Ребята, давайте послушаем выразительное чтение отрывка из сказки, которое подготовила  ученица 4 А класса Арина. Выслушайте Арину и ответьте на вопрос: какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? (слайд № 24) А что же значит приручить? У вас есть друзья? Вы в ответе за них? А в чём может проявляться эта ответственность?

 - Ребята, в этом тексте тоже есть частицы. Давайте найдём их и запишем через запятую в тетрадях. Проверим себя.(слайд № 25)

5. Подведение итогов.

 - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Посмотрите на экран и продолжите одно из предложений (Слайд № 26).

 - Всем ребятам, готовившим дополнительный материал к уроку, я ставлю пять.

 - А теперь итоги конкурса на самого активного ученика урока.


6.Домашнее задание. (слайд № 27)

 - На этом мы прощаемся с Маленьким принцем. Давайте пожелаем ему удачи в его звёздных путешествиях! (Слайд № 28)

7. Резерв урока. Создание синквейнов. (Темы: 1 ряд – Маленький принц, 2 ряд – частицы, 3 ряд – дружба.)

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Полезные ссылки
  • Управление образования г. Волгодонска
  • МБОУ СОШ "Центр образования"
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz