Цели
(для учителя):
1.
Показать отличие частиц от знаменательных частей
речи, сходство и отличие их от других служебных частей речи.
2. Развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся
за счёт употребления частиц; умение правильно подбирать интонацию к
высказыванию; делать выводы; употреблять частицы в речи;
3.
Воспитывать
в детях эстетическое отношение к языку; внимание к собственной речи; любовь к
чтению, бережное отношение к планете Земля
Оборудование:
·
презентация
Power Point;
·
мультимедийный
проектор;
·
доска;
·
карточки,
фломастеры для создания синквейнов;
·
текст
сказки «Маленький принц»
Ход
урока
1. Орг. момент
- Доброе утро! Улыбнитесь,
пожалуйста, мне и друг другу. Мы
начинаем наш урок.
- В самом начале урока я хочу объявить
конкурс на самого активного ученика вашего класса. Для того, кто будет активнее
всех работать на уроке, я приготовила сюрприз, который находится в этой открытке.
- Прежде чем мы приступим
к изучению новой темы, я предлагаю вспомнить тот материал, который нам поможет
в ней разобраться.
2.Актуализация знаний (слайды
№ 1-3)
- Итак, что такое морфология?
- А что изучает морфология?
- Сколько частей речи существует в русском
языке?
- На какие три группы делятся все части речи?
- Какие служебные части речи вам уже известны?
- Чем отличаются служебные части речи от
самостоятельных?
- Наша таблица пока неполная, какого-то слова
в ней не хватает. Подумайте, с какой частью речи мы сегодня познакомимся?
3. Изучение нового материала
А) Объявление темы и
целей урока.
- Запишем число и тему
урока.
- Давайте все вместе посмотрим на цели,
которые мы сегодня должны достигнуть в течение урока.
Запись на доске:
Цели урока (для учеников):
1.
Понимать:
·
что
такое частица как часть речи;
·
роль
частиц в тексте.
2. Научиться:
·
находить частицы
в тексте
·
анализировать
тексты с частицами
Б) Формирование представления о
частице как части речи.
- Оля и Лиза подготовили для нас
сообщение об истории возникновения
частиц. Слово вам, девочки!
Из истории
возникновения частиц
Термин
«частица» совсем молодой. Он появился лишь в XIX веке. Первоначально он употреблялся как
наименование всех служебных частей речи, а затем как название одной из
них. Частицам долго пришлось
доказывать свою значимость в мире
служебных частей речи. Вот как об этом рассказывается в одной из
лингвистических сказок:
«Было ль это или не было, но, говорят, как-то раз то
ли предлоги, то ли союзы, то ли те и другие объявили частицам, что из всех
служебных частей речи они самые незначительные — потому их и называют
частицами, а частица — это что-то такое маленькое, не стоящее внимания.
- Вы вовсе не такие уж маленькие,— говорили
Междометия частицам,— во всяком случае,
не все из вас: есть частицы вполне приличной длины — разве, -нибудь и особенно неужели.
- Да разве в этом дело? Как вы не понимаете?! —
искренне
удивлялись частицы.— За нашим скромным названием и неприметной внешностью
скрывается нечто очень важное!»
-
Ребята, что нового вы узнали из этой лингвистической сказки о частицах?
-
Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебника, составить определение
частицы. Сделаем это по аналогии с предлогами и союзами.
(Работа со
слайдами № 4-8)
- Внимание на экран. Итак, по схожести с
предлогами и союзами, мы можем сказать, что частица – это…(служебная часть
речи), которая … (предназначена для…)
- Чтобы выяснить, для чего служит частица, я
предлагаю вам провести вместе со мной небольшой эксперимент. Давайте подставим
заданные частицы в предложение, которое вы видите на экране и посмотрим, что произойдёт
с этим высказыванием(НЕ, ПОЧТИ, ЛИ,
ПУСТЬ,БЫ).
- Итак, для чего же предназначены частицы?
В) Формирование представления о
роли частиц в предложении.
Работа с учебником
- Ребята, давайте сопоставим наши выводы с
материалом учебника. Откройте стр.207
(читает Клименко Антон)
- Спасибо, Антон. Ребята, вы увидели, что наши
выводы практически полностью совпадают с определением частиц в учебнике. Рыжова Женя подготовила ещё кое-что
интересное про частицы. (слайд № 9)
Это
интересно:
* Количество частиц не
так велико, но одиннадцать из них входят в сотню самых частотных слов: не, же,
вот, только, ещё, ну, ни, даже, ли, ведь.
* Частица ВОТ
встречается в произведениях Пушкина около 1000 раз.
* Около 300 раз –
усилительная частица ДАЖЕ.
Изучая любое художественное произведение, не пропускайте частицы, без них
произведение потеряет часть своих красок
- Действительно, частицы играют важную роль в
любом тексте. Об этом говорится в стихотворении, которое подготовила для нас Скворцова
Екатерина.
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
- Все частицы
делятся на разряды, которые мы изучим на следующих уроках. А сегодня нам
необходимо научиться находить частицы в тексте. В этом нам поможет таблица из упр.445
Г)
Диктант по аналогии (слайды № 10-12)
- Ребята, я
предлагаю вам составить текст по аналогии с данным. Внимание на экран. Скажите,
что нужно сделать, чтобы получилось описание снежной бури?
Запишите свои тексты. Прочитайте, что у вас
получилось. Вот ещё один возможный вариант описания бури.
- Давайте
все вместе найдём здесь частицы и графически выделим их. Проверим себя.
Г) Физ. Минутка
(релаксация под песню «Звёздная страна в исполнении Валерии»)
Слайд № 13
- Ребята, удалось ли
вам расслабиться? Что почувствовали во время прослушивания?
4.Закрепление
изученного на материале сказки «Маленький принц»
- Ребята, скажите, о
ком эта песня?
- Как вы познакомились с этим героем?
- Кто написал эту сказку?
- Антуан де Сент-Экзюпери – известный
французский писатель.(слайд № 14)
Во время войны с фашистами был лётчиком. В 1942 году погиб в одном из воздушных
боёв. Самое известное его произведение для детей – сказка, с которой вы
познакомились дома.
- Давайте её обсудим. Какое впечатление
осталось у вас от сказки?
- Расскажите о планете Маленького принца. (Наконечная
Дарья) Слайд № 15
- Почему автор нас предостерегает от баобабов?
Чем они опасны? Слайд № 16
- Ребята, а кто из вас видел хоть раз в жизни
баобаб? Это очень необычное дерево.
(слайд № 17)
- Вспомните, кого подарил автор Маленькому
принцу при встрече в пустыне?
- Перед вами диалог автора и Маленького
принца. Прочитайте его сначала про себя, а затем подготовьте чтение по ролям с
соседом по парте. (Слайд № 18)
Прослушать две – три
пары.
- А теперь давайте найдём в этом отрывке
частицы. Проверим себя.(Слайд № 19)
- Однажды Маленький принц сказал: «Встал
поутру, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Как вы
понимаете эти слова? (Муту Иван)
- Скажите, а как мы с вами можем приводить в
порядок свою планету? (слайд № 20)
- А теперь давайте поговорим о Розе.
Воплощением чего она была для Маленького принца? (слайд № 21) (Власова
Настя)
-
Посмотрите на экран. Кто из героев сказки – Маленький принц или Роза – мог бы
произнести эту фразу? (слайд № 22)
Какие из частиц он мог бы употребить в своём признании? А какие частицы могла
бы употребить Роза?
- Да, она его не любила, точнее, она так
думала, но мы-то с вами понимаем, что она всё-таки его любила, просто поняла
это только перед тем, как Маленький принц улетел. А куда же он отправился?
- Маленький принц говорил, что Земля – планета
непростая(слайд № 23. )Согласны
ли вы с этим утверждением? Докажите. (Фёдоров Никита)
- Что же ожидало Маленького принца на этой
удивительной планете?
_ Ребята, давайте послушаем выразительное
чтение отрывка из сказки, которое подготовила
ученица 4 А класса Арина. Выслушайте Арину и ответьте на
вопрос: какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? (слайд № 24) А что же значит
приручить? У вас есть друзья? Вы в ответе за них? А в чём может проявляться эта
ответственность?
- Ребята, в этом тексте тоже есть частицы.
Давайте найдём их и запишем через запятую в тетрадях. Проверим себя.(слайд № 25)
5. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём
итоги. Посмотрите на экран и продолжите одно из предложений (Слайд № 26).
- Всем ребятам, готовившим дополнительный
материал к уроку, я ставлю пять.
- А теперь итоги конкурса на самого активного
ученика урока.
6.Домашнее задание. (слайд № 27)
- На этом мы прощаемся с Маленьким принцем.
Давайте пожелаем ему удачи в его звёздных путешествиях! (Слайд № 28)
7. Резерв урока.
Создание синквейнов. (Темы:
1 ряд – Маленький принц, 2 ряд – частицы, 3 ряд – дружба.)